Из чего состоит велосипед?

April 24, 2015

Рама

Мы уже давно поняли, что именно рама является основным элементом в любом байке, поэтому ее выбору и надежности стоит уделить особое внимание. Остальные компоненты можно менять по желанию в любое время, но именно смена рамы будет ассоциироваться со сменой велосипеда в целом. Особенно хорошо присмотритесь к качеству сварки, сечению труб и параметрам рамы, опробуйте ее геометрию, чтобы купить оптимальный для себя вариант: комфортный и безопасный.

Амортизатор и задняя подвеска

Часто перед любителем возникает вопрос: покупать заднюю подвеску или нет? Чаще всего эта проблема характерна при выборе облегченного байка, где каждый грамм играет роль или велосипеда для экстремальной езды, или кросс-кантри.

Если говорить о байке для простых прогулок или кросс-кантри, то здесь все зависит от ваших планов и местности, где вы будете преимущественно кататься. Если вы предпочитаете асфальт, ровные дорожки, то амортизатор сзади абсолютно не требуется.

Для пересеченной местности с кочками, корнями и прочими незначительными препятствиями задний амортизатор будет очень даже полезным. Стоит заметить, что он не только улучшает комфорт при езде, но и ускоряет ее. Профессионалы обращают внимание именно на это при выборе байка. Задний амортизатор также будет полезным при длительном катании по неровной поверхности, поскольку так вы сможете снизить нагрузку на свой позвоночник. Для кросс-канри или бэк-кантри ход подвески сзади небольшой – 10 см, чтобы не составляло особого труда заехать в подъем.

Если говорить о байках для экстремалов, то задняя подвеска здесь обязательна, поскольку именно она гасит вибрации после прыжков при приземлении. Здесь вы должны решить: если вы собираетесь делать прыжки или спуски с гор, то без заднего амортизатора вам не обойтись. Каждый здесь решает самостоятельно.

Широкий ход амортизаторов переднего и заднего позволяет развить больше скорость на спуске. Если ход амортизатора более 10 см, то каждый сантиметр делает даже поездку по ровной поверхности сложнее и медленнее. Именно поэтому специалисты советуют изначально взвешивать свои потребности, маршрут, будете ли вы прыгать на байке, и уже тогда решаться или нет на приобретение полноподвесочного фрирайдного байка. Если ваш маршрут состоит еще и из горизонтальных участков, а прыжки не более 2 м вниз, то длинноходный амортизатор лучше не покупать.

Стоит еще рассмотреть типы амортизатора. Если подробнее о задних амортизаторах, то их можно разделить на две категории: воздушно-масляные и пружинно-масляные. Именно масло в этих конструкциях позволяет демпфировать, т.е. замедлить скорость отскока или сжатия. Цена амортизаторов во многом зависит именно от качества этой функции, которую к тому же можно еще и регулировать. Возможность настроить скорость отскока под себя позволяет идеально настроить байк на определенную трассу или местность.

Вилка амортизации

Передние амортизаторы сейчас традиционно устанавливаются даже на простых горных байках. Их предназначение – смягчать удары при поездках по неровной поверхности. Основным элементом является пружина, которая может быть стальной или воздушной. Считается, что стальная пружина более прочная и надежная, зато воздушная пружина снижает вес байка, позволяет регулировать жесткость с помощью давления (для этого используют специальный насос).

С помощью эластомеров в классическом варианте добиваются эффекта демпфирования. Эластомеры – вещество плотное и губчатое. Основной недостаток таких недорогих моделей – при низких температурах он плохо справляется. Для дорогих моделей функцию демпфирования выполняет масляная ванная, которая бывает открытого или закрытого типа. Традиционно встречаются открытые ванные, но все зависит от моделей, хотя именно такой тип часто называют предпочтительным, поскольку он одновременно еще и смазывает амортизатор маслом.

Какой тип выбрать – решать вам, но руководствоваться стоит теми же принципами, которые описаны про задний амортизатор.

Манетки

Это элементы, которые вынесли на рукоятки руля, чтобы быстро выбирать передачи в поездке. Приводится механизм в действие с помощью стальных тросиков. Правая манетка управляет задним переключателем, а левая – передним.

Стоит заметить, что этот элемент имеет два вида:

  • триггер – два рычага, которые переключаются вверх/вниз;
  • твистер – вращающаяся вокруг руля специальная рукоятка, которая напоминает принцип работы мотоцикла.

Каждый сам для себя выбирает вид манетки, которые больше нравятся. От их качества зависит точность переключения передач, скорость переключения и их количество. Манетки производятся такими знаменитыми брендами: Shimano, SRAM, Sunrace и Suntour. Последние компании не такие известные, но предлагают достаточно качественные и недорогие модели, что и обеспечило их популярность.

Важно помнить и о том, что далеко не все переключатели SRAM могут прекрасно подходить к переключателям Shimano и наоборот. Если вы покупаете укомплектованный велосипед, то это уже учтено и неточностей в работе быть не может.

Рулевая колонка

Именно этот элемент отвечает за вращение вилки, а соответственно и переднего колеса, при жесткой фиксации в вертикале. Состоит колонка из чашек, подшипников, сальников, пыльников, проставок и крышек. Качественная колонка должна быть надежной, не иметь люфтов, легко крутиться и иметь хорошие эксплуатационные характеристики. Так она прослужит долго. Стоит отметить определенные стандарты для рулевой колонки:

1. Делят их по размерам. Самый популярный размер 1-1/8 дюйма. Один дюйм используется редко и является устаревшей моделью. Его используют часто в детских или недорогих байках. Не так давно начали распространяться еще колонки размера 1,5 дюйма, которые используются для установки более надежных труб большего диаметра для экстремальных занятий спортом.

2. Принцип стягивания рулевой в вертикаль. Колонки по этому принципу отличают резьбовые и безрезьбовые. В первом варианте на штоке вилки есть резьба, на которую уже накручивают гайку. Так вы можете быстро настроить высоту руля, но эта конструкция не такая надежная, поэтому ее применяют для детских, дешевых, прогулочных горных велосипедов. Безрезьбовой вариант можно назвать общепринятым стандартом. В этом случае стяжка руля выполняется с помощью болта, который вкручивается в якорь, который в свою очередь может быть простым (монтироваться в шток вилки) или многоразовым. В таком случае изменить высоту также можно, но с помощью замены выноса или перестановки проставочных колец. Также еще встречаются интегрированные рулевые. В такой конструкции внутренние чашки не прессуют в рулевой стакан, поскольку они уже являются частью рамы. Это делает конструкцию более легкой.

Главным компонентом любой рулевой колонки являются подшипники. Здесь все так же как и с любым другим компонентом: дорогой вариант более надежный, а простой более доступный и есть в каждом магазине. Важно обратить внимание на герметичность, поскольку в результате загрязнения, попадания воды на подшипники и воздействия прочих факторов, они разрушаются.

Седло

Важный элемент велосипеда, который будет обеспечивать комфорт вашей поездки. Производители могут предложить массу разных вариантов форм седла, поэтому его стоит выбирать по собственному усмотрению. Если есть сомнения, то стоит обратиться за помощью к консультантам.

Подседельный штырь

Этот штырь вставляется в трубу с аналогичным названием и обеспечивает опору для седла. Изготавливаться может из разных материалов: карбона, стали или титана. Это своего рода трубка, оснащенная зажимом для рамок седла сверху. В раме фиксация происходит посредством хомута, который может располагаться на эксцентрике. Так вы сможете регулировать высоту седла без каких-либо инструментов.

В некоторых байках в подседельный штырь устанавливается амортизатор, который должен гасить вибрации и делать поездку по любой местности более комфортной.

Подседельные штыри различаются по диаметру и длине, поэтому стоит обязательно учитывать размер при покупке, чтобы он соответствовал раме вашего байка.

Тормоз

Велосипед – сложная система, в которой практически все элементы важны. Особое внимание стоит уделить тормозной системе. Самый актуальный вопрос в последнее время – дисковые выбрать тормоза или нет? Для дисковых тормозных систем есть еще разделение на механику и гидравлику, которая еще дороже стоит. Размеры диска также могут отличаться.

Стоит разобраться в основных принципах работы. Дисковые тормоза прекрасно работают в сырую погоду, мощные и надежные. Если же вы не ездите в непогоду, зимнее время, маршрут не предполагает резких спусков и подъемов, то ободной тормоз прекрасно справится с поставленными перед ним задачами. Профессиональные кросс-кантри байки часто не устанавливают дисковый тормоз из-за более высокого веса.

Гидравлический тормоз прекрасно модулирует, мощный, обеспечивает хорошую управляемость транспортного средства. Стоимость такого тормоза значительно больше. Если они сломаются, то без помощи мастера вы не сможете что-то сделать. Зато надежность этого вида тормозов на порядок выше.

Постепенно гидравлический тормоз на рынке завоевывает позиции и вытесняет дисковый. Даже в байках для любителей или начинающих можно уже встретить именно этот вид тормозов. Со временем стоимость такого тормоза уменьшается, а надежность увеличивается. Если вы как раз подбираете для себя байк, то специалисты рекомендуют отдавать предпочтение гидравлическому тормозу. Лучше не доверять китайским производителям, а выбирать проверенные бренды: Shimano, Formula, Hayes, Avid и Hope.

Если говорить о таком параметре как размер диска, то он отвечает за мощность тормоза и вес. Чем больше диск – тем лучше торможение, но и вес значительно увеличивается.

Ручки тормоза

Прекрасный тормоз на байке не всегда обеспечивает хорошую его работу. Многое зависит от ручек для тормоза, поскольку работу тормозной системы мы ощущаем именно через них. Процесс управления торможением также обеспечивается именно с помощью этих элементов. Традиционно тормозные ручки рекомендуют устанавливать того же производителя и уровня, что и непосредственно тормоз. Для гидравлических тормозов характерна продажа сразу комплектом с ручками. Обычно это ручка, трос и тормоз.

Дешевые модели байков часто попадаются с пластиковыми тормозными ручками. Их эксплуатация предполагает бережное отношение к ручкам, поскольку перед алюминиевыми они сильно проигрывают. Среди недорогих моделей стоит обратить внимание на комборучки Shimano. Они более надежные, поскольку ручка и манетка соединены вместе. Корпус и ручка при этом из алюминия. Если ваш бюджет ограничен, то это прекрасный вариант.

Стоит отметить и недостаток – если выйдет из строя манетка или ручка, то потребуется заменить весь комбоблок. Если при покупке байка вы видите, что ручки и манетки одного названия, то чаще всего это указывает на наличие комбоблока.

Обод

Чаще всего в современных велосипедах используют алюминиевые обода, которые имеют свои профили и прочность. Стоит заметить, что обода часто отличаются соотношением прочности и веса. Одинарные обода устанавливают на простых байках, которые чаще всего покупают себе начинающие велосипедисты. Профессиональные кросс-кантри или бэк-кантри чаще всего оснащены двойными ободами, причем узкой конструкции. Крепкие обода используются на велосипедах для экстремальной езды, двухстенные, с большой площадью сечения. Чтобы переносить большие нагрузки.

Покрышки

Универсальная резина – традиционный выбор для большинства велосипедов. Она хорошо ведет себя на поворотах, имеет приличный накат, нормально ведет себя по сухой и влажной дороге. Естественно, универсальная резина может иметь определенные недостатки в конкретных случаях, поэтому профессионалы устанавливают покрышки исходя из условий.

Втулки

В колесе этот компонент является самым дорогостоящим. Осознать различия в этом небольшом компоненте получатся не сразу. Специалисты рекомендуют покупать сразу дисковые втулки, если в ваших планах есть замена тормозов на дисковые со временем. Это убережет вас от дополнительных трат в будущем.

Руль

Наверняка вы встречали руль интересной формы у велосипедистов. Так, руль для кросс-кантри чаще всего прямой и позволяет установить на него рога. Он относится к разновидности гоночных рулей. Если скорость для вас не является приоритетом, то можно выбрать руль с изгибом, который обеспечивает лучшую управляемость. Для экстремальных занятий спортом применяют гнутые рули, которые к тому же еще и очень прочные. Они значительно шире, что позволяет лучше контролировать байк при спуске или в полете.

Вынос

Выносы также отличают по весу и прочности. Если вы приверженец экстремальной езды, то стоит выбирать более мощные и прочные выносы. Этот элемент отвечает за смену посадки на велосипеде, поэтому стоит выбору уделить достаточно внимания, подобрать правильную длину и угол подъема, что позволит обеспечить нужную геометрию байка и удобную посадку.

Шатуны

Кто-то может назвать их парой железок, но это тот элемент, на который оказывают давление ваши ноги при движении педалей. Понятно, что они должны быть прочными. Если вы профессиональный спортсмен, то есть смысл выбрать не только прочные, но и легкие шатуны.

Рокринг

Это специальная защита для звезд в передней части. Традиционно рокринг устанавливают на байках для экстремальной езды. Если вы преодолеваете разные препятствия, то такая защита лишней не будет. Для байкерского джиббинга это практически обязательный элемент, поскольку не просто скользить по гладким выступам и жестким предметам.

Педали

Не стоит недооценивать такой простой элемент как педали. Вы обратите внимание на контактные педали с механизмом, который фиксирует педали к обуви. Так вы сможете эффективно распоряжаться своими силами при нажатии вниз на педали и перемещения их в положение вверх. Круговое педалирование – именно так это называют спортсмены.

Для гоночных байков это вообще идеальный вариант. Некоторые считают, что такие педали приведут к частым падениям, но вы очень быстро привыкнете к такому стилю езды и прекратите падать, поскольку сможете быстро и автоматически выстегивать ноги при необходимости.

Последнее время пользуется особой популярностью экстремальная езда и проделывание разнообразных трюков. Такие любители предпочитают топтальные педали с дополнительными шипами и широкой платформой. Их традиционно монтируют в байки для дерт-джампинга, фрирайдные велосипеды. Если вы решили попробовать свои силы в этом направлении, то стоит надевать специальную защиту для голени.

Переключатель задний

Особая деталь, достаточно сложная, которая занимается тем, что перебрасывает на задних звездах цепь. Их классифицируют по классам, как и любой другой элемент. Чем выше класс, тем надежнее и точнее работа. Вес при этом снижается.

Стоит ли устанавливать дорогие переключатели для экстремальной езды? Специалисты утверждают, что переключатели Shimano (Alivio и Deore) являются практически универсальными и оптимально справляются с поставленной задачей. Именно эти переключатели прочные, работают хорошо, слаженно, ну а при хорошей работе вес не такой и важный параметр, поэтому им можно и пренебречь.


Спасибо! Ошибка! Возможно Вы уже оставляли свой e-mail!